Эдуард Савельевич Колмановский родился 9 января 1923 года в Могилеве.
В 1936-1941 гг. учился в музыкальной школе и музыкальном училище имени Гнесиных в Москве у О.Ф.Гнесиной и С.Дементьевой (фортепиано), Е.О.Месснера и Ф.Е.Витачека (композиция).
С 1941 по 1945 гг. обучение продолжилось в Московской консерватории по классу композиции В.Я.Шебалина. В студенческие годы Колмановский написал несколько романсов на стихи А.Пушкина, Р.Бернса, которые исполнялись З.Долухановой и А.Доливо.
С 1945 по 1955 гг. молодой композитор работал в музыкальной редакции Радиокомитета СССР, сочинял камерные и симфонические произведения, пьесы для эстрадного оркестра, романсы на стихи А.С.Пушкина. В это время родились и первые песни Колмановского
«Песня матери» (стихи М.Матусовского), «Зачем, почему?..», «Мы увидимся с тобой» (В.Бахнов и Я.Костюковский), «Марианна» (Т.Сикорская), «В вечерней тишине» (В.Типот)...
Первый большой успех пришёл к Э.Колмановскому в 1955 г. благодаря музыке к спектаклю МХАТ «Двенадцатая ночь» по пьесе В.Шекспира. Жизнь песен на стихи П.Антокольского этой постановки вышла за пределы театра, особенно «Песня Шута», зазвучавшая на концертных площадках и в радиоэфире в исполнении В.Трошина, подарившая и ему широкое признание в качестве эстрадного певца. Так, через год им были исполнены сразу ставшими популярными песни Колмановского «Перекрёсток» (В.Орлов) и «Товарищ мой» (Е.Долматовский).
В 1958 г. были написаны песни, получившие всенародную известность, «Тишина» на стихи В.Орлова и «Я люблю тебя, жизнь» на стихи К.Ваншенкина. Проявилось удивительное умение Колмановского поведать о самом возвышенном с видимой простотой, без вычурности и излишней патетики, как бы размышляя вслух. Чёткий ритм песен гармонично сочетался с мягким мелодическим рисунком, полным сердечной теплоты.
Много и плодотворно Э.Колмановский работал для ведущих театров страны - МХАТа, им. Вахтангова, «Современника», Театра сатиры.
В 1961 г. была написана ещё одна из главных песен Колмановского «Хотят ли русские войны» на стихи Е.Евтушенко — песня-манифест, призыв к миру, но без ораторского пафоса. Искренность, проникновенность стихов подчеркивается строгой, приближенной к естественной речи мелодией, суровым ритмом. Вслед за первым исполнителем и автором идеи этой песни Марком Бернесом песню записали многие. Она зазвучала на английском, французском, немецком, испанском языках в исполнении солистов и хоров.
В 1962 г. победитель Международного конкурса им. П.И.Чайковского Джон Огдон импровизацией на тему этой песни завершил свой сольный концерт.
В том же 1961 году родилась песня «В нашем городе дождь» (стихи Е.Евтушенко), ставшая одной из вершин советской песенной лирики. Как и «Тишина» эта песня подвергалась критике со стороны официальных структур, видимо, озабоченных тем, что столь высокое мастерство досталось вовсе не любимым властями произведениям гражданской тематики, но на любовь к песням Колмановского в народе эта критика влияния не имела.
И в дальнейшем песенном творчестве композитора присутствовала естественность выразительных средств, характерная для лучших народных мелодий, совершенствовавшихся веками. Традиции народной музыки органично дополнялись чертами камерно-романсового стиля, что позволяло создавать как бы простые и в тоже время неповторимые произведения.
Важнейшим фактором всенародной любви к песням Колмановского было и то, что все они без исключения написаны на прекрасные стихи Е.Евтушенко, К.Ваншенкина, Л.Ошанина, В.Орлова, Л.Дербенева, М.Танича, И.Шаферана, И.Гофф, Р.Гамзатова, Н.Доризо, Е.Долматовского, Г.Поженяна, К.Кулиева и др.
Исполнение песен Колмановского стало честью для мастеров эстрады и вокала, именно с его произведениями связаны самые крупные удачи М.Бернеса, В.Трошина, К.Шульженко, Г.Отса, А.Эйзена, Г.Великановой, М.Кристалинской, И.Кобзона, Л.Зыкиной, Э.Хиля, М.Пахоменко, Л.Лещенко, В.Толкуновой, Л.Серебренникова и многих других.
1950-60-е годы жизни страны были наполнены песнями гражданского звучания и создавали их выдающиеся композиторы. Но именно Колмановский сумел придать таким песням очень личностные, человечные эмоциональные краски, что делало эти песни популярными не только в торжественной обстановке праздничных залов, но и в застольном исполнении простых людей. Такими стали «Я вернусь к тебе, Россия» (1963), «Мы вас подождем» (1963), «Алёша» (1966), «Всё ещё впереди» (1966) и другие.
Особая выразительность и чистота стиля присущи лирическим песням Колмановского: «Бирюсинка» (1963), «Вальс о вальсе» (1963), «Я работаю волшебником» (1964), «Журавлёнок» (1964), «Я улыбаюсь тебе» (1965).
Последняя, как и многие другие, посвящалась прекраснейшему человеку и верному спутнику жизни композитора супруге Тамаре. В 1968 г. Эдуарда Савельевича постигла страшная трагедия – гибель Тамары в автомобильной аварии.
Последующее творчество композитора притерпело развитие в сторону философского осмысления жизни – «Наши мамы», «Моя тайна» и «Мужчины» (1973), «Поговорим с тобою, сын» (1974), «Лишь одна» (1975), «Ребят позабыть не могу» (1975),«Чета белеющих берез» и «Где ты раньше был?» (1976), «Картофельное поле» (1977), «Диалог у Новогодней ёлки» (1978), «Женщине, которую люблю» (1979), цикл песен на стихи П.-Ж. Беранже (1981), в которых можно найти выражение всех чувств и переживаний человека.
Помимо сочинения более чем 200 песен, Колмановский – автор инструментальных пьес, оркестровых произведений, музыкальных комедий («Женский монастырь», «Ох, уж этот Вронский», «Про Ивана-невеликана»), оперы для детей «Белоснежка», музыки к драматическим спектаклям,
кинофильмам («Весна на Одере», «Вас вызывает «Таймыр», «По семейным обстоятельствам», «Три дня в Москве», «Большая перемена»), мультфильмам («Гадкий утенок», «Али-Баба и сорок разбойников», «В одной столовой», «Почему ушел котенок»...), радиопостановкам.
Заслуги Э.С. Колмановского отмечены званиями Заслуженный деятель искусств России (1974), Народный артист СССР (1991) и Государственной премией СССР (1984).
Скончался Эдуард Савельевич 27 июля 1994 года. В 2003 году на «Площади звёзд» в Москве ему был установлен памятный знак.
Сайт создан при поддержке и помощи Александра Эдуардовича Колмановского, сына великого композитора.